4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

Рассмотрим «треугольник» взаимосвязи методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований на примере отечественной психологии и гуманистической психологии. Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека.

Своеобразие, специфику решения педагогических задач в зависимости от этапа, формы, региональных особенностей образования невозможно в полной мере выявить и использовать без знания и учета общего. Поэтому попытаемся начать с выяснения положений, составляющих ядро современных психолого-педагогических концепций. Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общества.

Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее важных сторон педагогического процесса: всякие одномерные оценки в педагогической теории и практике неприемлемы и ущербны. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей как для педагога, так и для воспитанников. Социальная микросреда (микрогруппа, коллектив) служит в этом плане средством, фактором создания и функционирования формирующих личность отношений.

4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований

Творческие идеи и замыслы, будучи воплощены в жизнь, отработаны, достигают стадии алгоритмизированной технологии, что дает возможность их широкого использования. На основе указанных подходов, изложенных выше положений нужно в каждом конкретном случае разработать соответствующие рекомендации и требования к организации учебно-воспитательного процесса. Обозначим теперь примерную проблематику возможных психолого-педагогических исследований, связанных с образовательным процессом.

Не нарушает ли единства образования признание его многомерности и вариативности? Разработки же ориентированы на объяснение и анализ конкретных научно-практических рекомендаций, в которых заложены уже известные теоретические положения.

Первый объясняет актуальность выбранной темы, формулирует проблему, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. Кроме того, именно здесь составляется категориальный аппарат, включающий ключевые понятия, и выдвигается рабочая гипотеза, предполагающая возможные результаты исследования.

Методы психолого-педагогического исследования

С практической точки зрения психолого-педагогическое исследование имеет возможность предоставления различных советов, правил и рекомендаций, касающихся конкретных педагогических ситуаций. Все критерии качества исследования весьма динамичны, они могут изменяться в зависимости от вида исследования, его времени по получению новых знаний. Определяя данные этапы, следует исходить из того, что даже самый лучший выбранный метод в отдельности может представить анализ только с одной стороны педагогического процесса.

Этапы исследования

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они нужны для определения задач, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. Все это позволяет выделить отличительные черты и качества педагогических явлений. Они употребляются для изучения как современного инноваторского педагогического опыта, так и для изучения деятельности рядовых учителей.

2.4.1. Суть формирующего эксперимента

Среди данных методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, исследование различных работ учащихся, а также изучение педагогической документации. Кроме того, зачастую применяются математические и статистические методы для обработки вновь приобретенных данных. Наиболее популярными среди математических методов, использующихся в педагогике, считаются регистрация, ранжирование и шкалирование.

Они позволяют судить о глубине переживаний ребенка, производительности оказываемых на него педагогических воздействий. В роли таких положений выступают методология и теория. Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Методология — система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В вою очередь, теория — это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания и практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

На основе определенного метода может быть создано множество методик. Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера.

Например, экспериментальный метод в педагогической психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности учащегося и других сторон психической реальности.Пример. Для сбора педагогического материала могут также применяться психофизиологические методы и методики, касающиеся фиксации протекания физиологических процессов.

Читаем также