Обследование состояния звукопроизношения у детей

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Прежде чем проводить обследование артикуляционного аппарата, необходимо хорошо знать его строение.

Путь к формированию правильной осанки и направленной коррекции ее нарушений начинается с методически правильно выполненного осмотра и, при необходимости, проведения углубленного обследования. Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени.

И только после 4 — 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Приступая к обследованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследования. При обследование необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков.

Последним является повторение двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение. С помощью специальных заданий следует выявить способность переключаться с одной артикуляционной базы на другую.

По результатам обследования заполняется речевая карта, где указывается вид нарушения звукопроизношения, причина его обуславливающая. После того как контакт будет установлен, можно приступать к тщательному обследованию артикуляцион­ного аппарата. В зависимости от выявленных нарушений в артикуляционном аппарате специалист может сделать логопедическое заключение и дать рекомендации по их исправлению. 3. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения.

Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию. Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала.

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Также проверяется, как ребенок произносит звук в предложениях. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных или сходных по звуковому составу). Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. Создание благоприятных условий для работы с ребенком, установление эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересные формы организации занятий соответствующей ведущей деятельности.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. 1. При обследовании артикуляционного аппарата специалист фиксирует общее выражение лица: осмысленное; выразительное; с живой, активной мимикой; анемичное или наоборот. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляционное переключение с одного звука на другой.

Читаем также