Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс — 3ч

В чем трагедия и ве­личие Тараса Бульбы? Авт.), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)? Как они связаны с основным повествованием и для чего введены в повесть?

Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным заботам и мелким характерам своих современников. Создание повести характеризует Н. В. Гоголя как патриота, который гордился славою запорожцев, героической историей своей родины.

Автор вводит читателя в семью старого казака, знакомит с неповторимыми нравами, обычаями, отношениями, сочетая героику и юмор в характерах и поведении своих героев. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Повесть Гоголя посвящена событиям освободительного движения на Украине, борьбе казаков с польскими захватчика­ми, турками и татарскими полчищами.

Составьте план ха­рактеристики Тараса Бульбы (включив в него оп­ределение основных черт характера героя и эпизо­ды, эти черты подтверждающие). Тарас — отец и муж (приезд сыновей и решение везти их в Сечь; отношения с женой). Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, обратив внимание на следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остапа и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погиб­ли братья?

Есть ли в этом произведении подлинные исторические лица, факты, соотнесен­ность с конкретным историческим временем? Исто­рический фон в повести достаточно усло­вен.

3. С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость

Жак в фольклорных произведе­ниях отражены жизненные идеалы, рож­денные в народном сознании, так и в по­вести Гоголя воссозданы идеальные чело­веческие характеры. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сыновей? Какую роль играет в повести описание украинской степи? Чем интересно это описание?

Как восприняли жизнь и нравы Запорожской Сечи сыновья Тараса? Как и почему Андрий стал изменником? Чем закончилась вторая битва под Дубно для Тараса и его сыновей? Панна была так красива, что перед ней Андрий чувствовал «благоговейную бо­язнь», трепет, он не в силах был ничего сказать.

Весь сияет в лучших одеждах, у не­го появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке», и коня ему дали самого лучшего. Ничего не осталось в Андрии от запорожского казака. В стремлении к личному счастью, Андрию не важно, «ка­кие «наши» вошли в город», он полон «не на земле вкушаемых чувств».

Найдите в Андрии черты романтического ге­роя. Какой трагический конфликт положен в осно­ву этого образа? Любовь для него становится высшей цен­ностью, ради которой он и предает своих товарищей. И погиб козак…» — воскли­цает Гоголь. Най­дите в тексте сравнение, характеризующее его по­ведение в бою. Как оценили казаки мужество и доблесть Остапа?

И они своим героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу подтвердили слова, которые произнес Та­рас. В бою со шляхтичами (глава IX), в пос­леднем бою Тараса на берегу Днепра (гла­ва XII), в полную силу проявились героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с неприятелем.

Ка­кую роль играют гиперболы, сравнения и другие поэтические средства в описании героики сраже­ния? Разнообразные сравнения (как плавающий в небе ястреб, как лев, растянулся на дороге), гиперболы подчеркивают их героические, сильные и могучие характеры. Это уже не тот Тарас, которого мы видели в главе I, у него словно уходит почва из-под ног, нет в нем былой жизнерадостности и воодушев­ления. Не задумываясь, он готов отдать свою жизнь за веру, за родину, за Сечь. На этом пути он теряет самое доро­гое, что у него есть, — сыновей и товари­щей.

Финал повести трагичен и величествен. Величие Тараса в момент смерти в том, что он думает не о себе, все его мысли — о товарищах, о Родине. Он не боится смер­ти, его смерть не была напрасной: память о герое, подобно памяти о героях эпоса, живет в народе. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью.

Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец. Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа.

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа.

Как характеризует Тараса эта речь? В чем ви­дит Бульба силу товарищества и боевого братства? От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Читаем также

  • Оценка эффективности экономической прибылиОценка эффективности экономической прибылиБухгалтерская прибыль = Валовый доход - Явные издержки. Для расчета экономической прибыли фирмы сначала мы должны определить альтернативные издержки ресурсов, предоставляемых фирме […]
  • Эндоскопическое отделениеЭндоскопическое отделениеОкончила ИГМИ в 1975 году. Медицинский стаж - 37 лет. 1976 год - интернатура по специальности «Офтальмология». Глазков Вячеслав Михайлович – заведующий стоматологическим отделением - […]
  • Колючки — этоКолючки — этоУ гороха, горошков и других лазающих растений верхняя часть сложного листа превращается в усики, а У винограда — в побеги. Колючки: 1 — листового происхождения (у барбариса); 2 — […]