РАЗДЕЛ II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

В логике такого идеала шло обучение и воспитание. Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных.

Изначально писцы вели дела крупных землевладельцев, царей; вели хронику при храмах и городах, переписывали различные тексты включая священные писания. Основой их деятельности была бюрократия при дворе фараонов, ведение дел в армии и храмах.

Фактически ранние образцы месопотамской письменности — это длинные клинописные списки и таблицы, нанесённые на глиняные таблички специально обученными арифметике и грамоте писцами. Чуть позже стали появляться записи различных астрономических наблюдений и даже литературные произведения.

После завоевания и разграбления Иерусалима Римской Империей еврейские писцы, жившие в Европе, продолжали переписывать Танах, пользуясь этими правилами. После хождения в народ в волостные писари запретили принимать лиц дворянского происхождения и с высшим образованием. Территориальные и временные границы Древнего мира огромны.

Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте.

Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними — и сфера, содержание, методы воспитания и обучения. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство.

РАЗДЕЛ II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев.

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек.

В шумерском «Сказании о сотворении мира» и Законах Хаммурапи ^подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов.

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы.

1.3. ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней.

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Приблизительно через 70 лет евреи, возглавляемые Ездрой — писцом, учёным человеком и первосвященником — вернулись в Иерусалим.

Читаем также